понедельник, 17 июня 2013 г.

Финансовые рынки - рискованное место.

   История всегда преподносит нам уроки. Но почему-то уроки истории ничему многих не учат. Наверное, у большинства короткая память.
 Чтобы "освежить" в памяти прошедшие и интересные события, решил сделать в блоге отдельную рубрику: "Уроки истории". В ней буду выкладывать интересные исторические факты о финансовых рынках, известных в финансовых кругах людях, о их взлетах и падениях и еще о многом интересном, но ушедшем в прошлое и многими забыто.

     История № 1. Финансовые рынки – рискованное место.

   Коротко и правдиво о том, как аналитики, экономисты, управляющие капиталом, делая умный и всезнающий вид, потерпели фиаско со своими прогнозами. Сегодня, точно так же, как и тогда, они пытаются смоделировать и предсказать движения рынка, строя на этом долгосрочные прогнозы.
Отрывок из книги Б.Мандельброта и Р.Хадсона "(Не)послушные рынки".
   "Летом 1998 года произошло невероятное…
Спад деловой активности в Японии, и возможная девальвация денежной единицы в Китае, борьба американского президента с начатой против него процедурой импичмента. Затем подоспели новости из России: развивающийся рынок, который всего двумя годами ранее был самым динамичным в мире, поразил дефолт. Это предвещало серьезные проблемы западным банкам и торговцам долговыми обязательствами. 4 августа промышленный индекс Доу-Джонса упал на 3,5%. Через три недели, когда ситуация в России ухудшилась, котировки акций вновь снизились, уже на 4,4%. 31 августа – очередное падение, уже на 6,8%. Здесь уже пошатнулись и другие рынки. Для многих инвесторов все эти события оказались не только шокирующими, но и совершенно непонятными. Их охватила паника, нелогичная и непредсказуемая. Типичные заголовки статей финансовых журналов и газет того времени начинались с фраз: "Инвесторам может и жизни не хватить, чтобы вернуть некоторые из этих потерь".

Произошло слишком много тягостных событий, которые не мог переварить обычный рыночный менталитет. Август 1998 года, опять-таки с точки зрения рыночного менталитета, просто никогда не должен был случиться; согласно стандартным моделям финансовой теории, последовательность событий была чрезмерно маловероятной, практически невозможной. Стандартная теория, изучаемая студентами в бизнес - школах по всему миру, давали следующую вероятность коллапса 31 августа: одна двадцатимиллионная. Такой исчезающее малый "шанс прогореть" выпадет, если ежедневно торговать ценными бумагами в течении почти ста тысяч лет!!! Однако вспомним, что за один только месяц произошло три подобных обвала. Вероятность такого стечения обстоятельств вообще трудно представить из-за ее ничтожности: приблизительно один шанс на 500 миллиардов. Говоря языком статистики, данное событие было "выбросом", намного, намного, намного и еще раз намного удаленным от обычных ожиданий торговли ценными бумагами.

Действительно ли август 1998 года – экстраординарное событие? То, что кажется невероятным, не самом деле происходит не финансовых рынках постоянно. Например, всего годом ранее индекс Доу-Джонса за один день упал на 7,7% (вероятность одна пятидесятимиллиардная). В июле 2002 года индекс трижды резко падал в течении семи торговых дней (вероятность этого события – один шанс из четырех триллионов, или 1/4000.000.000.000).  19 октября 1987 года (знаменитый "черный понедельник"), когда индекс упал на 29,2% стало худшим торговым днем по меньшей мере за последние сто лет. По стандартам финансовых теоретиков такое могло произойти менее чем в одном из 10-ти в пятидесятой степени случаев, а это столь ничтожно малая вероятность, что математики считают ее не имеющей смысла, поскольку данное число выпадает из масштабов природы.

 На протяжении более чем столетия финансисты и экономисты пытаются проанализировать риск на рынках капитала, объяснить его, оценить количественно и в итоге извлечь из него пользу. Я полагаю, что большинство теоретиков идет по ложному пути. Вероятность финансового краха в условиях свободной и глобальной рыночной экономики чрезвычайно недооценивают".

Комментариев нет:

Отправить комментарий